Русская литература, 9 класс

 


10 СМЕНА 2024 ГОДА (7 ОКТЯБРЯ - 21 ОКТЯБРЯ)
Тема: АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ. Комедия "ГОРЕ ОТ УМА"
Прочитай, запомни, ответь на вопросы по биографии писателя, подготовься к тесту по тексту комедии.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 — 1829) – личность многогранная и талантливая. Он поэт и музыкант, драматург и блестящий дипломат. Популярность и бессмертие ему принесла его гениальная комедия «Горе от ума».

Детские годы

15(4) января 1790 (по некоторым данным 1795) года в Москве в семье отставного майора родился Александр Сергеевич Грибоедов. Биография этого человека полна тайн и загадок. Неизвестна даже точная дата его появления на свет.

Отец будущего писателя был человеком малообразованным. Воспитанием детей занималась мать, которая была известной пианисткой и знатной дамой. Благодаря ей писатель получил прекрасное домашнее образование.

Образование

Грибоедову с детства везло с учителями и воспитателями. Его гувернёрами были Петрозилиус  и Богдан Иванович Ион – люди талантливые и известные. Поэтому уже в детстве будущий драматург знал несколько иностранных языков, научился играть на фортепиано. В 1802 году он поступает в Московский университетский пансион. Юноша прекрасно учится, получает награды и в 13 лет становится кандидатом словесных наук.

Еще в студенчестве начал увлекаться литературой, был постоянным участником литературных собраний. Тогда же были написаны им его первые сочинения.

Однако самые интересные факты биографии писателя таят в себе зрелые годы его жизни.

Служба в армии

Довольно странным было решение блестяще образованного молодого человека выбрать военную карьеру. В 1812 году с началом Отечественной войны жизнь Грибоедова очень изменилась. Он вошел в состав полка графа Салтыкова. Александру Сергеевичу так и не удалось принять участие в военных действиях, и он вышел в отставку.

Жизнь в столице

В 1817 году он поступает на службу в Петербургскую государственную коллегию иностранных дел. Увлечение литературой и театром сближает Грибоедова со многими известными людьми. Он знакомится с Кюхельбекером и Пушкиным. Вступив в масонскую ложу, общается с Пестелем, Чаадаевым, Бенкендорфом. Интриги, сплетни светского общества омрачали этот период жизни. Пошатнувшееся материальное положение заставило писателя уйти со службы.

На Кавказе

С 1818 года Александр Сергеевич Грибоедов служит секретарём в российском посольстве в Персии. Ответственно относясь к государственной службе, он параллельно изучает языки и литературу о культуре Востока. В составе Российской миссии в 1819 году Грибоедов продолжает службу в Тебризе. За удачные переговоры с персами, в результате которых удалось освободить пленных русских солдат, он был представлен к награде. Успешная дипломатическая карьера не мешает писателю заниматься любимым делом. Именно здесь были написаны первые страницы бессмертной комедии «Горе от ума».

Возвращение

В 1823 году Грибоедов приезжает в Москву и продолжает работать над комедией. Чтобы напечатать своё произведение, писатель отправляется в Петербург. Но его ждало разочарование: не удалось издать комедию полностью или поставить её на сцене театра. Произведение читали, им восхищались, но это не устраивало Александра Сергеевича.

Связь с декабристами

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Грибоедов едет в Киев. Встреча с друзьями (Трубецким и Бестужевым) привела его в стан декабристов. За участие в восстании он был арестован и провёл в заключении полгода.

Последние годы жизни

Разгром декабристского восстания, трагическая судьба товарищей пагубно повлияли на душевное состояние Грибоедова. Он предчувствует свою гибель и постоянно говорит об этом.

В 1826 году правительству понадобился опытный дипломат, так как обостряются отношения России с Турцией. На эту должность был назначен великий писатель.

По дороге к месту назначения в Тифлисе Александр Сергеевич женится на молодой княжне Чавчавадзе.

Его счастье было недолгим. Смерть Грибоедова настигла вскоре по прибытии в Тегеран. 30 января (11 февраля) 1829 года на Российское посольство было совершено нападение. Героически защищаясь, писатель погиб.

Краткая биография Грибоедова не в состоянии дать полную картину жизни великого писателя. За свою недолгую жизнь он создал несколько произведений: «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность». Однако самое известное его произведение – комедия в стихах «Горе от ума".

 Вопросы к тексту:

1.Укажите годы жизни Александра Сергеевича Грибоедова.

 2.Кем были отец и мать Александра Сергеевича Грибоедова?

3.На каком музыкальном инструменте Грибоедов научился играть в детстве?

 4.В каком году Грибоедов поступил в Московский университетский пансион?

5.Кандидатом какой дисциплины стал Грибоедов в тринадцать лет?

 6.С какими известными людьми сблизило Грибоедова увлечение театром и литературой во время службы в Петербурге?

7.В какое общество вступил Грибоедов, пребывая в Петербурге?

8.В российском посольстве какой страны служил Грибоедов секретарем с 1818 года?

9.За какие заслуги перед государством Грибоедов был представлен к награде?

10.За что Грибоедов был арестован и провел в заключении полгода?

11.Какой была основная деятельность Грибоедова на протяжении всей его жизни?

12.В каком городе погиб Александр Сергеевич Грибоедов и при каких



обстоятельствах?

Подготовка к тесту по комедии «Горе от ума» ( с пояснениями к правильному ответу)

1.      В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»? В 17 веке; В 18 веке; В 19 веке; В 20 веке.

Пояснение к правильному ответу

Пьеса описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808—1824 годов. Само «действие происходит… спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822».    

2.      Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

1.      Конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими  ценностями;

2.      Конфликт отцов и детей;

3.      Конфликт между долгом перед отечеством и личными интересами;

4.      Внутренний конфликт личности, поиск истинного пути.

 Пояснение к правильному ответу

  Общественный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова —  это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий - это тип нового человека, он является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему». Старое не хочет сдавать позиции и уходить в историческое прошлое, тогда как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового — один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза».

3.        Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного треугольника»?

   1.Скалозуб, Лиза, Чацкий;  2.  Фамусов, Скалозуб, Лиза. 3. Софья, Фамусов, Молчалин; 4.Чацкий, Молчалин, Софья.

   Пояснение к правильному ответу

  Софье нравился когда-то Чацкий, но она не считает эти чувства серьезными:

«Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой...

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?»

Когда Чацкий уехал получать образование, Софья обращает внимание на Молчалина, у нее как раз наступила пора грёз, желание любить и быть любимой:

«Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.»

Таким образом, «любовный треугольник» в «Горе от ума» - это Чацкий, Молчалин и Софья.                           

4.       Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

1.Лиза знала, что Софья любит другого;

2.Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного человека;

3.Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за знакомого  чиновника;

4.Молчалин был слишком некрасив для Софьи.

 Пояснение к правильному ответу

  В первом действии, в Пятом явлении Лиза говорит Софье:

«Твердила я: в любви не будет в этой прока

Ни во веки веков.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звёздами да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы».

5.      Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

1.Потому что Скалозуб был очень некрасив

2.Скалозуб был слишком глупый;

3.Скалозуб был пьяницей;

4.Скалозуб не умел хорошо одеваться.

    Пояснение к правильному ответу

    Софья говорит Лизе:

«Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, —

Мне всё равно, что за него, что в воду.»                           

6.       Что связывало Софью и Чацкого?

1.Они учились у одного преподавателя музыки;

2.Чацкий был кузеном Софьи;

3.Они были друзьями детства

4.Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз - на званом вечере.

Пояснение к правильному ответу

 «Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!!.»

7.       Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»? Фамусову; Молчалину; Скалозубу; Чацкому.

   Пояснение к правильному ответу

                        «Чацкий:

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Фамусов:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.»

8.       Какое умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в обществе?

Умение прислуживаться; Умение стратегически мыслить; Умение мастерски врать; Умение со всеми быть в хороших отношениях.

 Пояснение к правильному ответу

 «...А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На кýртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругóрядь — уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по-вашему? по-нашему — смышлён.

Упал он больно, встал здорово.                        

9.       Как Чацкий назвал «век минувший», в котором жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)? Веком рабов и пресмыкающихся; Веком покорности и страха ;Веком глупости и темноты; Веком бездарности.

  Пояснение к правильному ответу

 «...Прямой был век покорности и страха,

Всё под личиною усердия к царю.

Я не об дядюшке об вашем говорю;

Его не возмутим мы праха:..»                                             

10.    Что, по мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?

Величина имений; Мундир; Количество полезных знакомств; Эрудированность.

 Пояснение к правильному ответу

  «И прослывёт у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в жёнах, дочерях — к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, —

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!»

11.   Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать с Чацким?

Чтобы Фамусов, увидев, что девушке нравится Чацкий, передумал пока выдавать ее  замуж; Чтобы Софья пригляделась к перспективному жениху; Лиза заметила, что Чацкий влюблен в Софью и хотела ему помочь; Чтобы окружающие не заподозрили об отношениях Молчалина и Софьи.

     Пояснение к правильному ответу

                        «Лиза:

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом весёлым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим —

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич, — с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах,

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён — на всё готов.»                           

12.    Кто из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?

Софья; Молчалин; Скалозуб; Фамусов.  

          Пояснение к правильному ответу

                        «Г. N.:

(подходит)

Вы в размышленьи.

София:

Об Чацком.

Г. N.:

Как его нашли, по возвращеньи?

София:

Он не в своём уме.»

13.    Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала ему покинуть дом Фамусова?

Девушка узнала, что Молчалин банкрот; Софья случайно услышала, что Молчалину намного милее Лиза; Девушка узнала, что Молчалин уже женат на другой; Молчалин отверг Софью, после того как девушка призналась ему в любви.

 Пояснение к правильному ответу

   В четвертом действии, в двенадцатом явлении Софья подслушала разговор Молчалина и Лизы: «...Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну.»

Поэтому Софья отталкивает Молчалина: «София

Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме,

И погублю себя и вас.

(Молчалин встаёт.)

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упрёков, жалоб, слёз моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.»                      

14.     Что решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская влюбленность была только дружбой?

Чацкий решает жениться на дочери знакомого помещика; Молодой человек собирается уйти в монастырь; Чацкий решает покинуть Москву навсегда; Чацкий собирается устроить общественный переворот.

    Пояснение к правильному ответу

  «...Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нём рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!»

                

СТР. 255


ТЕМА: АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
СТР. 204 - 205






Комментарии