Русская литература, 9 класс
Александр Сергеевич Грибоедов (1795 —
1829) – личность многогранная и талантливая. Он поэт и музыкант, драматург и
блестящий дипломат. Популярность и бессмертие ему принесла его гениальная
комедия «Горе от ума».
Детские годы
15(4) января
1790 (по некоторым данным 1795) года в Москве в семье отставного майора родился
Александр Сергеевич Грибоедов. Биография этого человека полна тайн и загадок.
Неизвестна даже точная дата его появления на свет.
Отец
будущего писателя был человеком малообразованным. Воспитанием детей занималась
мать, которая была известной пианисткой и знатной дамой. Благодаря ей писатель
получил прекрасное домашнее образование.
Образование
Грибоедову с
детства везло с учителями и воспитателями. Его гувернёрами были
Петрозилиус и Богдан Иванович Ион –
люди талантливые и известные. Поэтому уже в детстве будущий драматург знал
несколько иностранных языков, научился играть на фортепиано. В 1802 году он
поступает в Московский университетский пансион. Юноша прекрасно учится,
получает награды и в 13 лет становится кандидатом словесных наук.
Еще в
студенчестве начал увлекаться литературой, был постоянным участником
литературных собраний. Тогда же были написаны им его первые сочинения.
Однако самые
интересные факты биографии писателя таят в себе зрелые годы его жизни.
Служба в армии
Довольно
странным было решение блестяще образованного молодого человека выбрать военную
карьеру. В 1812 году с началом Отечественной войны жизнь Грибоедова очень
изменилась. Он вошел в состав полка графа Салтыкова. Александру Сергеевичу так
и не удалось принять участие в военных действиях, и он вышел в отставку.
Жизнь в столице
В 1817 году
он поступает на службу в Петербургскую государственную коллегию иностранных
дел. Увлечение литературой и театром сближает Грибоедова со многими известными
людьми. Он знакомится с Кюхельбекером и Пушкиным. Вступив в масонскую ложу,
общается с Пестелем, Чаадаевым, Бенкендорфом. Интриги, сплетни светского
общества омрачали этот период жизни. Пошатнувшееся материальное положение заставило
писателя уйти со службы.
На Кавказе
С 1818 года
Александр Сергеевич Грибоедов служит секретарём в российском посольстве в
Персии. Ответственно относясь к государственной службе, он параллельно изучает
языки и литературу о культуре Востока. В составе Российской миссии в 1819 году
Грибоедов продолжает службу в Тебризе. За удачные переговоры с персами, в
результате которых удалось освободить пленных русских солдат, он был
представлен к награде. Успешная дипломатическая карьера не мешает писателю
заниматься любимым делом. Именно здесь были написаны первые страницы
бессмертной комедии «Горе от ума».
Возвращение
В 1823 году
Грибоедов приезжает в Москву и продолжает работать над комедией. Чтобы
напечатать своё произведение, писатель отправляется в Петербург. Но его ждало
разочарование: не удалось издать комедию полностью или поставить её на сцене
театра. Произведение читали, им восхищались, но это не устраивало Александра
Сергеевича.
Связь с декабристами
Чтобы
отвлечься от грустных мыслей, Грибоедов едет в Киев. Встреча с друзьями
(Трубецким и Бестужевым) привела его в стан декабристов. За участие в восстании
он был арестован и провёл в заключении полгода.
Последние годы жизни
Разгром
декабристского восстания, трагическая судьба товарищей пагубно повлияли на душевное
состояние Грибоедова. Он предчувствует свою гибель и постоянно говорит об этом.
В 1826 году
правительству понадобился опытный дипломат, так как обостряются отношения
России с Турцией. На эту должность был назначен великий писатель.
По дороге к
месту назначения в Тифлисе Александр Сергеевич женится на молодой княжне
Чавчавадзе.
Его счастье
было недолгим. Смерть Грибоедова настигла вскоре по прибытии в Тегеран. 30
января (11 февраля) 1829 года на Российское посольство было совершено
нападение. Героически защищаясь, писатель погиб.
Краткая
биография Грибоедова не в состоянии дать полную картину жизни великого
писателя. За свою недолгую жизнь он создал несколько произведений: «Студент»,
«Молодые супруги», «Притворная неверность». Однако самое известное его
произведение – комедия в стихах «Горе от ума".
1.Укажите годы жизни Александра
Сергеевича Грибоедова.
2.Кем были отец и мать Александра Сергеевича Грибоедова?
3.На каком музыкальном инструменте Грибоедов научился играть в детстве?
4.В каком году Грибоедов поступил в Московский университетский пансион?
5.Кандидатом какой дисциплины
стал Грибоедов в тринадцать лет?
6.С какими известными людьми сблизило Грибоедова увлечение театром и литературой во время службы в Петербурге?
7.В какое общество вступил
Грибоедов, пребывая в Петербурге?
8.В российском посольстве какой
страны служил Грибоедов секретарем с 1818 года?
9.За какие заслуги перед государством
Грибоедов был представлен к награде?
10.За что Грибоедов был арестован и провел в заключении полгода?
11.Какой была основная
деятельность Грибоедова на протяжении всей его жизни?
12.В каком городе погиб Александр Сергеевич Грибоедов и при каких
обстоятельствах?
Подготовка к тесту по комедии «Горе от ума» ( с пояснениями к правильному ответу)
1.
В какой
период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от
ума»? В 17 веке; В 18 веке; В 19 веке; В 20 веке.
Пояснение к
правильному ответу
Пьеса описывает
светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808—1824 годов.
Само «действие происходит… спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в
1822».
2. Какой основной конфликт пьесы Грибоедова
«Горе от ума»?
1. Конфликт
между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями;
2. Конфликт
отцов и детей;
3. Конфликт
между долгом перед отечеством и личными интересами;
4. Внутренний
конфликт личности, поиск истинного пути.
Пояснение к правильному
ответу
Общественный конфликт в пьесе
А. С. Грибоедова — это конфликт между
«веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий - это тип нового человека, он
является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое
консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему». Старое не хочет
сдавать позиции и уходить в историческое прошлое, тогда как новое активно
вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового —
один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает
большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы
и дети», «Гроза».
3. Кто
из героев пьесы по сюжету произведения оказался участниками «любовного
треугольника»?
1.Скалозуб, Лиза, Чацкий; 2.
Фамусов, Скалозуб, Лиза. 3. Софья, Фамусов, Молчалин; 4.Чацкий,
Молчалин, Софья.
Пояснение к правильному
ответу
Софье нравился когда-то Чацкий,
но она не считает эти чувства серьезными:
«Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой...
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?»
Когда Чацкий уехал получать образование, Софья обращает внимание на
Молчалина, у нее как раз наступила пора грёз, желание любить и быть любимой:
«Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,
Из глубины души вздохнёт,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.»
Таким образом, «любовный треугольник» в «Горе от ума» - это Чацкий,
Молчалин и Софья.
4. Почему
Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?
1.Лиза знала, что Софья любит другого;
2.Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного
человека;
3.Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за
знакомого чиновника;
4.Молчалин был слишком некрасив для Софьи.
Пояснение к правильному ответу
В первом действии, в Пятом
явлении Лиза говорит Софье:
«Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков.
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звёздами да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну, разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы».
5. Почему Софья готова была утопиться, лишь бы
не выходить замуж за Скалозуба?
1.Потому что Скалозуб был очень некрасив
2.Скалозуб был слишком глупый;
3.Скалозуб был пьяницей;
4.Скалозуб не умел хорошо одеваться.
Пояснение к правильному
ответу
Софья говорит Лизе:
«Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, —
Мне всё равно, что за него, что в воду.»
6. Что
связывало Софью и Чацкого?
1.Они учились у одного преподавателя музыки;
2.Чацкий был кузеном Софьи;
3.Они были друзьями детства
4.Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз - на
званом вечере.
Пояснение к правильному ответу
«Да, с Чацким, правда, мы
воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом;
Потом опять прикинулся влюблённым,
Взыскательным и огорчённым!!.»
7.
Кому из героев пьесы принадлежат слова:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»? Фамусову; Молчалину; Скалозубу; Чацкому.
Пояснение к правильному ответу
«Чацкий:
Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?
Фамусов:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Чацкий:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
8. Какое
умение Фамусов считал особенно важным для достижения высокого положения в
обществе?
Умение прислуживаться; Умение стратегически мыслить; Умение
мастерски врать; Умение со всеми быть в хороших отношениях.
Пояснение к
правильному ответу
«...А дядя! что твой
князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На кýртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругóрядь — уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему — смышлён.
Упал он больно, встал здорово.
9.
Как Чацкий назвал «век минувший», в котором
жило поколение Фамусова (поколение, судившее людей по деньгам и чинам)? Веком
рабов и пресмыкающихся; Веком покорности и страха ;Веком глупости и темноты; Веком
бездарности.
Пояснение к правильному
ответу
«...Прямой был век покорности и
страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:..»
10.
Что, по
мнению Чацкого, прикрывало отсутствие нравственности и ума в обществе Фамусова?
Величина имений; Мундир; Количество полезных знакомств; Эрудированность.
Пояснение к правильному
ответу
«И прослывёт у них
мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в жёнах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!»
11. Зачем Лиза посоветовала Софье пококетничать
с Чацким?
Чтобы Фамусов, увидев, что девушке нравится Чацкий,
передумал пока выдавать ее замуж; Чтобы
Софья пригляделась к перспективному жениху; Лиза заметила, что Чацкий влюблен в
Софью и хотела ему помочь; Чтобы окружающие не заподозрили об отношениях
Молчалина и Софьи.
Пояснение к
правильному ответу
«Лиза:
Сидят они у батюшки теперь,
Вот кабы вы порхнули в дверь
С лицом весёлым, беззаботно:
Когда нам скажут, что хотим —
Куда как верится охотно!
И Александр Андреич, — с ним
О прежних днях, о тех проказах
Поразвернитесь-ка в рассказах,
Улыбочка и пара слов,
И кто влюблён — на всё готов.»
12. Кто
из присутствовавших на вечере у Фамусова сказал, что Чацкий «не в своем уме»?
Софья; Молчалин; Скалозуб; Фамусов.
Пояснение к
правильному ответу
«Г. N.:
(подходит)
Вы в размышленьи.
София:
Об Чацком.
Г. N.:
Как его нашли, по возвращеньи?
София:
Он не в своём уме.»
13. Почему Софья оттолкнула Молчалина и приказала
ему покинуть дом Фамусова?
Девушка узнала, что Молчалин банкрот; Софья случайно услышала, что
Молчалину намного милее Лиза; Девушка узнала, что Молчалин уже женат на другой;
Молчалин отверг Софью, после того как девушка призналась ему в любви.
Пояснение к правильному
ответу
В четвертом действии, в
двенадцатом явлении Софья подслушала разговор Молчалина и Лизы: «...Я в Софье
Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай бог ей век прожить богато,
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну.»
Поэтому Софья отталкивает Молчалина: «София
Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме,
И погублю себя и вас.
(Молчалин встаёт.)
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упрёков, жалоб, слёз моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.»
14. Что
решил Чацкий, когда понял, что зря приехал к Софье, ведь для нее их детская
влюбленность была только дружбой?
Чацкий решает жениться на дочери знакомого помещика; Молодой человек
собирается уйти в монастырь; Чацкий решает покинуть Москву навсегда; Чацкий
собирается устроить общественный переворот.
Пояснение к правильному
ответу
«...Кто с вами день пробыть
успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!»