Русская литература, 8 класс

 

УЧЕБНИК здесь

СМЕНА 4 (АПРЕЛЬ 2023 г)

ТЕМА: Анализ стихотворения Заболоцкого  «Не позволяй душе лениться»

Краткий анализ (для записи в тетрадь)

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты«утренняя звезда», «жить… по-человечьи».

Фразеологизмы«толочь в ступе воду», «держать в чёрном теле», «дать поблажку», «последнюю рубашку сорвать».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/ne-pozvolyay-dushe-lenitsya.html

Полный анализ (для устного ответа):

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Тема

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Тем не менее поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она придет к бедности, оскудению. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна». Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи». Этим наречием автор, видимо, хочет показать умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема нравственности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения кольцевая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишие – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе (потому кольцевая композиция). Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «утренняя звезда», «жить… по-человечьи». Поэт в обилии использует фразеологизмы: «толочь в ступе воду», «держать в чёрном теле», «дать поблажку», «последнюю рубашку сорвать».. В последнем катрене есть антитеза: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкость высказыванию придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/ne-pozvolyay-dushe-lenitsya.html

Предлагаю пройти тест. Письменно ответь на вопросы. Вопрос – ответ запиши в тетрадь по литературе. Этот  поможет проверить прочность усвоения информации и получить хорошую оценку при ответе.

1.В каком году было написано стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»? (1946, 1958, 1943, 1961)

 2.  К  какому периоду творчества Н. Заболоцкого относится произведение? (К раннему, к среднему, к позднему)

  3.     Укажите тему, которая развивается в стихотворении Н. Заболоцкого(крестьянский труд, любовь к жизни, грани человеческой души, «взаимоотношения» человека и его души)

4. Что, по мнению Заболоцкого, обязана делать душа?( Трудиться, Учиться, Искать, Творить)

5.Кем лирический герой НЕ называет душу?(Дочерью, Рабыней, Царицей, Сестрой)

6. Определите жанр стихотворения (ода, элегия, послание, баллада)

7.  Какой способ рифмовки использован в произведении? (Кольцевая и перекрёстная, Кольцевая и парная, Парная, Перекрёстная)

8. «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» — это: метафора, сравнение, гипербола, эпитет?

Подробнее: https://obrazovaka.ru/test/po-stihotvoreniyu-ne-pozvolyay-dushe-lenitsya-zabolockogo.html

ТЕМА: Анализ стихотворения Заболоцкого  «О красоте человеческих лиц»

Краткий анализ (для записи в тетрадь)

История создания стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.

Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – дума.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты“пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мёртвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры“струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения“словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора“есть лица”.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/o-krasote-chelovecheskih-lic.html

Полный анализ (для устного ответа)

История создания

Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем. Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность “Объединения реального искусства”. Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.

Тема

Стихотворение посвящено не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит её по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвящённые неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нём тоже много, если не полениться и отыскать их.
Оно написано четырёхстопным амфибрахием, который передаёт неспешные раздумия автора произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Жанр

Заболоцкий часто обращался к такому виду лирики, как философская лирика. Написано стихотворение в жанре думы. Это жанр, в котором представлены размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Именно жанр думы позволял Заболоцкому рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стих “О красоте человеческих лиц”.

 

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

  • Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мёртвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мёртвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
  • Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
  • Анафора – “есть лица”.

По сути, всё произведение – это композиция из развёрнутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчёркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/o-krasote-chelovecheskih-lic.html

Предлагаю пройти тест. Письменно ответь на вопросы. Вопрос – ответ запиши в тетрадь по литературе. Этот  поможет проверить прочность усвоения информации и получить хорошую оценку при ответе.

1.В каком году Заболоцкий написал стихотворение «О красоте человеческих лиц»?

(1941 г., 1945 г., 1947 г., 1955 г.)

 2. Какова основная тема произведения? (Необходимость судить человека по его внешности, Лицо человека как отражение его души, История портрета, Жизнь после смерти)

 3. К какому виду относится стихотворение? (Пейзажная лирика, Любовная лирика, Философская лирика, Элегия)

 4. «Мёртвые лица» — это: эпитет, метафора, сравнение, анафора

 5. «Словно темница» — это:эпитет, метафора, сравнение, анафора

 6. Каким размером написано стихотворение? (Ямбом, Хореем, Анапестом, Амфибрахием)

7.Какую рифму использовал Заболоцкий? (Смежную, Кольцевую, Парную Белый стих)

Подробнее: https://obrazovaka.ru/test/po-stihotvoreniyu-o-krasote-chelovecheskih-lic-zabolockogo.html

 

 

ТЕМА: Анализ стихотворения Заболоцкого  «Некрасивая девочка»

Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка», где автор поднимает вопрос, что же важнее: внешняя красота или душевная чистота.

Краткий анализ (для записи в тетрадь)

История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.

Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Оно условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.

Метафоры«чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

Эпитеты«худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/nekrasivaya-devochka.html

Полный анализ (для устного ответа)

История создания

История создания произведения «Некрасивая девочка» такова. Как-то в одном из Московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из компании детей некрасивым лицом, но поэта очаровала непосредственная душа ребёнка. Увиденное отобразилось в стихотворении, написанном в 1955 г. за три года до смерти поэта. Произведение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.

Тема

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о её судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а её рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живёт небогато. Девочка ещё не осознаёт, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребёнка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать её дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что её чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» её души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героине «младенческую грацию души».

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем. Формальная композиция произведения соответствует смысловой: оно состоит из двух строф.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Жанр

Написано произведение в жанре элегии, так как автор раздумывает над вечной проблемой. В стихах преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягушонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/nekrasivaya-devochka.html

Предлагаю пройти тест. Письменно ответь на вопросы. Вопрос – ответ запиши в тетрадь по литературе. Этот  поможет проверить прочность усвоения информации и получить хорошую оценку при ответе.

1.В каком году было написано стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

1942 г.,1945 г.,1950 г.,1955 г.

 2. Где поэт увидел девочку, ставшую прототипом главной героини произведения?

(В магазине, В Московском дворе, На вокзале, В поезде)

                             

 3. Что купили друзьям девочки?(Самокаты, Велосипеды, Машинки, Сладости)

  4. О чем лирическому герою не хочется думать? (О бедности семьи девочки, О том, что друзья предадут девочку, О том, что девочка когда-то будет чувствовать себя дурнушкой, Обо всем сказанном)

5. К какому жанру относится произведение «Некрасивая девочка»? (Мадригал, Элегия, Романс, Послание)

 6. Из скольких смысловых частей состоит стихотворение? (1, 2, 3, 4)

 7 Какой метафорический образ является результатом раздумий автора над проблемой красоты?ЦветокДеревоСосудСолнце

8. «Младенческая грация души» – это: Метафора, Сравнение, Гипербола, Эпитет

Подробнее: https://obrazovaka.ru/test/po-stihotvoreniyu-nekrasivaya-devochka-zabolockogo.html

 

 

 

 

 


Жми на ссылки, читай характеристики, отвечай на вопросы и изучай темы


Характеристика главного героя
Старик Моуз Абрамс - главный персонаж произведения "Когда в доме одиноко". Это пожилой мужчина. Люди, живущие с персонажем на одной улице, характеризуют его как человека упрямого и достаточно не привередливого. Старик знал, что соседи его обсуждают, но значения этому не придавал. Вот уже 10 лет Моуз живет один. С тех пор, как его супруга умерла, он остался в одиночестве. Но Моуз не совсем такой, каким его представляют соседи. Сам о себе он говорит так: "...был не из тех, кто может равнодушно пройти в лесу мимо больного или раненого". Он проявляет сострадание к пришельцу, найденному в лесу, и забирает его к себе домой. Моуз умеет дружить. Для пришельца он становится отличным приятелем, который ухаживает за ним в минуты несчастья. Моуз не скуп. Он отдает все свои сбережения ради того, чтобы его товарищ смог вновь оказаться у себя дома. Моуз очень добрый, храбрый, милосердный и дружелюбный.


Тест. К. Саймак. "Когда в доме одиноко". Об авторе
Тест составлен по материалам учебного пособия для 8 класса белорусских школ под ред. С. Захаровой
Вопрос 1
1.     Годы жизни Клиффорда Саймака
Варианты ответов
·         1804-1899
·         1904-1988
·         1940-2004
Вопрос 2
Б.Невский о К.Саймаке сказал
Варианты ответов
·         Добрый волшебник с Запада
·         он больше, чем волшебник, но меньше, чем человек
·         он поэт, этим и интересен
Вопрос 3
К.Саймак - это
Варианты ответов
·         английский писатель-фантаст
·         англоязычный писатель-фантаст России
·         американский писатель-фантаст
Вопрос 4
Укажите верное утверждение: К.Саймак - 
Варианты ответов
·         один из отцов американской фантастики
·         один из основателей жанра фэнтези в в Западной Европе
·         родоначальник жанра триллер
Вопрос 5
Когда был опубликован первый рассказ К.Саймака?
Варианты ответов
·         в 1913 г.
·         в 1931 г.
·         в 1988 г.
Вопрос 6
Действие многих произведений К.Саймака происходит в
Варианты ответов
·         штате Висконсин
·         штате Минессота
·         штате Аляска
Вопрос 7
Чем обусловлена любовь к этому штату?
Варианты ответов
·         Там он встретил свою любовь
·         Оттуда родом его жена
·         Саймак там родился
Вопрос 8
О чём чаще повествует автор?
Варианты ответов
·         О пришельцах, с которыми люди смогли установить контакт, космических приключениях, путешествиях во времени
·         Об экологических проблемах планеты
·         О великих людях, знаменитых личностях
Вопрос 9
Всего Саймаком написано
Варианты ответов
·         28 романов и более 120 рассказов
·         120 романов и более 28 рассказов
·         20 романов и более 128 рассказов
Вопрос 10
Как нужно выстраивать отношения с обитателями космоса по Саймаку?
Варианты ответов
·         По законам разума и гармонии, мирного сосуществования
·         Поставить пришельцев на службу человечеству
·         Не контактировать с ними, чтобы не причинить вред нашей планете


К. Саймак. "Когда в доме одиноко". Тест №2
Тест позволит понять, насколько вы внимательны к деталям текста)))
Список вопросов теста
Вопрос 1
Когда был опубликован рассказ, название которого в переводе на русский - "Когда в доме одиноко"?
Варианты ответов
·         В 1995 г.
·         В 1959 г.
·         В 1945 г.
Вопрос 2
Как звучит название рассказа в оригинале?
Варианты ответов
·         Смерть пришельца
·         Дом бирюка
·         Смерть в доме
Вопрос 3
Главный герой рассказа 
Варианты ответов
·         смелый ковбой
·         обычный человек
·         молодой романтик-одиночка
Вопрос 4
Имя главного героя
Варианты ответов
·         Моуз Эбрамс
·         Алберт Джонс
·         Эб Деннисон
Вопрос 5
Семейное положение главного героя
Варианты ответов
·         живёт с женой Молли
·         после смерти жены дети уехали в Миннеаполис и он живёт один
·         одинокий вдовец, старый дикарь
Вопрос 6
При каких обстоятельствах состоялась встреча с пришельцем?
Варианты ответов
·         Герой разыскивал запропастившихся коров
·         Инопланетный корабль потерпел крушение около сарая героя
·         К дому героя ночью подошло существо и попросило о помощи
Вопрос 7
Портрет пришельца:
Варианты ответов
·         фиолетовое существо с зелёными блестящими пятнами, сильным запахом нефти, искажённым болью лицом
·         зелёное, блестящее, с фиолетовыми пятнами создание зловонное, с бахромой щупалец вместо лица
·         толстое, тяжёлое, похожее на бревно существо с запахом сосновой смолы
Вопрос 8
Лететельный аппарат пришельца напоминаел
Варианты ответов
·         летающую тарелку
·         пирамиду
·         птичью клетку
Вопрос 9
Что подарил пришелец главному герою на прощанье?
Варианты ответов
·         телескоп, чтобы он видел его планету
·         свой повреждённый скафандр
·         маленький хрустальный шарик
Вопрос 10
Главный герой не признавал
Варианты ответов
·         паспорта
·         свидетельства, справки
·         бумажные деньги
Вопрос 11
Герой похоронил умершее существо
Варианты ответов
·         на холме у дороги
·         в лесу под ореховым кустом
·         в саду
Вопрос 12
Почему герой хлопотал о пришельце?
Варианты ответов
·         это было живое существо, которое нуждалось в помощи
·         мечтал о вознаграждении
·         хотел прославиться тем, что обнаружил инопланетянина
Вопрос 13
Укажите порядок встреч главного героя после смерти существа
Варианты ответов
·         шериф Дойли, Алберт Джонс, Эб Дэннисон
·         Эб Дэннтсон, Алберт Джонс, шериф Дойли
·         Эб Дэннисон, Алберт Джонс, шериф Дойли
Вопрос 14
Завершите фразу: "В глубинах Вселенной одиноко и тоскливо без ___________.
Варианты ответов
·         Друга
·         музыки
·         экипажа
Вопрос 15
Ради пришельца герой пожертвовал 
Варианты ответов
·         своим временем
·         дорогими продуктами и лекарствами, которых понадобилось много
·         главным своим сокровищем, которое прятал от людей











 ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ





 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПОЭТА В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Биография М.Ю. Лермонтова (видео)
2.Стихотворение «Ангел». Образец чтения (видео)
3. Анализ стихотворения «Ангел» (для конспекта)
4.Онлайн-тест по стихотворению «Ангел» (ссылка)
5. Исповедальная лирика Лермонтова (стихотворения "Она не гордой красотою...", "Молитва") 
6. Мотив одиночества в лирике Лермонтова 
(стихотворение "Выхожу один я на дорогу...")
+ романсы на стихи поэта
7. Викторина "Лермонтов"

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Биография М.Ю. Лермонтова




2. Стихотворение «Ангел». Образец чтения (видео) 

3.Анализ стихотворения «Ангел» (для конспекта)



Анализ стихотворения «Ангел»

 Ознакомьтесь с полным и кратким анализом “Ангел”.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.
Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.
Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.
Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.
История создания
Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.
Тема
В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.
          Жанр
Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.
Средства выразительности

Комментарии