Русский язык, 8 класс

 

УЧЕБНИК здесь

Смена 4 (апрель 2023 г)

Тема: Сочинение по картине В.Сурикова «Взятие снежного городка»


Дорогой УЧЕНИК, прими несколько СОВЕТОВ, как написать сочинение по картине. Выбери тот, который подходит тебе. Удачи! (но сначала пролистай всю информацию до конца)

Об игре. Интересно ведь познавать традиции, правда?


Толкование

Взятие снежного городка В. И. Суриков «Взятие снежного городка», 1891

Холст, масло.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Взятие снежного городка — старинная народная игра. Игра была частью масленичных празднований. Впервые описана этнографом Иоганном Гмелиным.

«Городок» строился на реке или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами, засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба и снять приз.

В селе Ладейском Енисейской губернии игра «Взятие снежного городка» в традиционном виде просуществовала до 1922 года.

В наше время штурм снежного городка — распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы.

 

Об авторе. Это Василий Иванович СУриков

( ударение на СУ). Произнеси правильно фамилию и запомни.



 

А вот ссылочка на источник о жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова. Почитай. Пригодится!

https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/808-biografiya-vasiliya-ivanovicha-surikova.html

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

Совет №1. Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

3. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины:

художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);

создает, пишет, изображает, воспроизводит;

картина, полотно, репродукция, холст…

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картинызелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Совет №2. Примерная схема сочинения по картине

Составляя план, старайтесь придерживаться следующих пунктов:

I.Вступление

·         Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)

·         Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

·         Сюжет картины

·         Описание переднего и заднего планов

·         Описание героев картины, если они присутствуют

·         Детали, их роль в картине

·         Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине

·         Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

III. Заключение

·         Собственное мнение о картине

·         Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Совет №3. Примерная схема сочинения по картине (если честно, то мне он подходит больше)

Для того чтобы написать качественное сочинение по картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать.

Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.

Описание картины

Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядись в картину. Что ты заметил на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.

Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.

Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.

Раскрытие темы и вывод

Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскрой тему, которую пытался передать художник. Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь). Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.

К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.

Сочинение должно содержать ТРИ основных части:

·         во вступлении ты сообщаешь краткие сведения о художнике и картине;

·         в основной части даешь анализ изображенного на картине

·         в заключении высказываешь свое отношение к картине, говоришь о своих впечатлениях, а не просто пишешь, понравилась она тебе или нет.

План и речевые клише для написания сочинения по картине*

Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

Вступление:

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация тебе неизвестна, напиши о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

·         Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)

·         На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)

·         Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)

·         Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)

·         Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).

·         В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).

·         Тема картины – ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).

·         Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко)

·         На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)

·         Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).

·         Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)

·         Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане

Подумай, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, ты можешь использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

·         На переднем плане картины мы видим_____(что?)

·         Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)

·         На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)

·         На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).

·         Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, ты можешь использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

·         На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)

·         Задний план занимает_____(что?)

·         Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опиши цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

·         Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)

·         Поражают цвета на картине: ____(перечислить)

·         На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)

·         Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.

·         Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)

·         Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опиши свои впечатления от картины.

·         Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)

·         Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)

·         Картина создает ____(какое?) настроение.

·         От этого полотна веет _____(чем?)

·         Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Что нужно знать о визуальном искусстве?**

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

1.   Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.

2.   Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?

3.   Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:

·         целью художника,

·         его предполагаемой аудитории,

·         как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,

·         историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.

Я надеюсь, новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

 

А вот примеры сочинений школьников. Для общей картинки, так сказать.

Но учтите! Внутри не всё корректно: есть и речевые ошибки, и грамматические, и пунктуационные. Имейте в виду, если пойдёте по самому лёгкому пути написания сочинения.



­­­Короткое сочинение - описание картины:

Картина В. Сурикова «Взятие снежного городка» была представлена в 1891 году. На ней изображена игра, в которую играют в последний день Масленицы.
На картине видно, как всадник, одетый в меховую шапку и полушубок, сидит на черном коне. Лошадь своими копытами ломает снежный городок. Команда всадника стоит сзади и подбадривает его. На картине изображены сани, накрытые расписным ковром.
Мне понравилась эта картина, потому что автор изобразил игру, в которой играют именно на Масленице. Особенно красиво он нарисовал одежду людей и их сани. Очень жаль, что сейчас не играют в игру «Взятие снежного городка».

Пример сочинения 1

Василий Суриков знаменит, в первую очередь, своими историческими работами. Но среди его творчества есть и такие, которые не показывают какое-то конкретное событие или историческое лицо. И все же в них художнику удалось рассказать очень многое о целом народе.

К таким полотнам можно отнести и «Взятие снежного городка». На нем Суриков изобразил хорошо знакомую ему забаву сибиряков. Разделившиеся на две группы молодые люди инсценируют взятие и защиту специально выстроенной снежной крепости. Всадники на лошадях пытаются прорваться через ряды защитников и разрушить крепость. Защитники же отбиваются прутьями и отпугивают атакующих. Суриков показал на картине кульминацию игры – один из всадников прорывается к «городку» и ломает его.

По мнению критиков, художник выбрал достаточно сложный ракурс. Однако ему мастерски удалось передать стремительный бросок лошади, которая словно становится единым целым со своим всадником. Вместе они олицетворяют силу, удаль и веселье. За первым всадником следуют другие. Их лица можно рассмотреть возвышающимися над толпой. Защитники вовсе не расстраиваются – они радуются и ликуют. В этой игре нет победителей и проигравших. Все участники веселья у Сурикова одинаково вовлечены в забаву, отдаются ей, празднуют. Слева и справа от играющих автор расположил зрителей. Они хоть и не принимают участие в игре, но тоже вовлечены в происходящее. Молодые и пожилые люди с интересом наблюдают за развязкой. Дети и взрослые радуются наравне.

Яркие цвета, которые художник добавил на полотно, придают ему праздничное и веселое настроение. Синие, красные, желтые цвета в одежде людей, узор ковра на санях создают общую гармоничную композицию.

Художник словно заражает зрителя общим весельем, заставляет улыбнуться, почувствовать себя причастным. Это не история какого-то выдающегося события, но это сценка, которая мастерски передает характер народа. Его умение отдыхать, придаваться веселью, радоваться за общую победу. Здесь можно увидеть все это. Такое достаточно простое действо объединило людей, увлекло их, затронуло души.
 
Мне нравится эта картина своим настроением.


Зима на ней именно такая, какой ее хочется помнить. С играми, песнями, весельем. И она одинакова в любой временной отрезок. Люди в каждом веке будут радоваться и беззаботно проводить время друг с другом, наслаждаться молодостью и ощущением своей силы.


Пример сочинения 2


План сочинения


1.Автор картины, что изображено
2.Передний план, справа, слева на картине
3.Свое отношение к картине


Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова. На полотне изображен один из дней Масленицы. По традиции, мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями. Потом играющие разделялись на защитников и нападающих, желавших разрушить городок, и игра начиналась.
Действие происходит на покрытом снегом просторе. В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок. В разные стороны от него разлетаются комки снега. Вокруг много народа. Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. Некоторые крестьяне уже радостно побросали свои ветви, потому что городок разрушен и игра окончена.
В картине художник отобразил все сословия народной массы.  Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой. В ней сидят богато одетые женщины. Они тоже приехали на праздник и наблюдают, как всадник рушит снеговые стены городка.
Слева - мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Они машут руками, болеют за свою команду. Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки. Весь народ радуется празднику.
Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы. Когда я смотрю на эту картину, у меня тоже создается радостное, праздничное настроение, потому что художнику очень хорошо удалось передать на своей картине атмосферу праздника


Пример сочинения 3

Захват снежного городка — это старинная игра, в которую играли в последний день Масленицы. На праздничное событие, во время которого одни защищали построенный снежный город, а другие старались его захватить. Приходили посмотреть все окрестные жители. Это событие и изображает на своей картине "Взятие снежного городка" художник исторической живописи Суриков Василий Иванович.
Картину «Взятие снежного городка» Суриков написал в 1891 году. Особенностью этой картины является то, что, в отличие от других работ, сюжет этого полотна не трагичен. Здесь нет конфликта. Это вполне оптимистичная работа, изображающая широко известную забаву, праздничное развлечение, к которому все готовились и с удовольствием принимали в нем участие.
По жанру картину относят к бытовой живописи, написанной в стиле реализма. На своей картине автор не просто изображает множество персонажей. Здесь можно увидеть и реальных людей, знакомых художника, в том числе и его брата, который изображен на санках, покрытых красочным ковром.
Крепость расположена в центре картины. Она сложена из снежков, часть из них лежит возле крепости. Ее с успехом атакует всадник на черном коне. Позади него целая вереница людей. Они приветствуют всадника и ликуют его победе. Высоко над головами люди подняли сухие ветки - свое оружие.
Люди на картине очень разные. Есть и взрослые, и дети. Есть зажиточные и бедные. Справа на картине дорогие сани, покрытые цветастой накидкой. В санях сидят отнюдь не бедные люди: на них одежды с меховой отделкой. Слева же стоят простые крестьянские сани, покрытые лишь соломой.
За пестрой толпой вдалеке простираются высокие холмы, покрытые снегом.

Яркая и пестрая картина пронизана радостью, которая объединяет всех –от мала до велика. И радость эта - грядущая весна.


Пример сочинения 4

Василий Иванович Суриков был родом из Сибири, из Красноярска. И вполне мог наблюдать подобную картину. Зима там длится долго. Но и она заканчивается. Наступает Масленица, и народ отмечает приход весны потешками и забавами. По народному поверью, чем радостнее встретишь Масленицу, тем радостнее пройдёт год. Одна из таких массовых народных забав — взятие снежного городка.
Снега много, он липкий и отличный строительный материал. Смысл этой народной забавы в том, что одна противоборствующая сторона возводит снежный городок, а другая берёт его штурмом. И обе стороны рады и веселы.
За пределами населённого пункта строится крепость из снега. Домов нигде не видно. Не видно и леса, только вдали пологие склоны гор, в летнее время покрытых лесом. Сейчас эти склоны покрыты снегом, он сливается с небом. Взрослые люди дурачатся, как дети. Они вполне серьёзно штурмуют бастионы снежного городка.
На переднем плане картины прилично одетый мужчина, на голове у него дорогая меховая шапка, на лошади на скаку сносит снежную стенку. Под копытами мощного жеребца снег летит во все стороны. Мужчина мощной хваткой левой руки держит лошадь под узды, а правой рукой призывно размахивает в воздухе. Лицо повёрнуто вправо, он смотрит на зрителей.
Он чуть не сбил мальчишку, который вовремя отскочил в сторону, аж шапка упала с головы. В отличие от всадника, парнишка одет бедно – в подпоясанный веревкой зипун. За мужиком на коне следует разномастная пешая гвардия с ветками в руках. Они тоже дурачатся от души. На лице одного из «воинов» играет улыбка. Он одет в белый полушубок, подпоясанный красным поясом. Поэтому не заметить его невозможно.
Справа на картине изображены сани. Это сани явно богатых людей. Они застланы богатым цветным ковром. В санях сидят две женщины и напротив них мужчина. У них богатые одежды – шубы, шапки, варежки. Однако видно, что женщина с вниманием смотрит за происходящим. Она наклонилась вперёд.
А вот девушка в красивой дорогой шубке с белым воротником и аккуратной синей шапочкой, наоборот, отстраняется от орущей толпы. Ей это неприятно.
С левой стороны картины изображены сани простого человека. Вместо богатого ковра, внутри они выстланы соломой. Сам мужик одет скромно. Он призывно машет рукой всаднику, уезжая в сторону от несущегося коня.
У Сурикова прописан каждый персонаж в отдельности. Не серая безликая масса, а люди такие разные по социальному положению. Но эта снежная битва всех уравняла. Всем надоела долгая холодная сибирская зима, все хотят солнца и тепла. Хочется самим принять участие в ней и присоединиться к смеющейся толпе.

Помни, ОБ ОШИБКАХ, о которых  я предупреждала вначале!!!!!

Желаю удачи!

Материалы для сочинения-описания памятника

Кириллу Туровскому

Совет

Чего нужно добиваться в сочинении?

1)Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
4) Выразительности и эмоциональности речи;
5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

 

Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.)

 


Для справки

 Ора́тор  — выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством

«Златоуст» - красноречивый оратор (по прозванию епископа-проповедника IV в. Святого Иоанна Златоуста.

Свя­той Иоанн был бле­стя­щим про­по­вед­ни­ком и за ред­кий дар бо­го­вдох­но­вен­но­го сло­ва по­лу­чил от паст­вы на­име­но­ва­ние «Зла­то­уст». Две­на­дцать лет свя­той при сте­че­нии на­ро­да, обыч­но два­жды в неде­лю, а ино­гда еже­днев­но, про­по­ве­до­вал в хра­ме, по­тря­сая серд­ца слу­ша­те­лей.

 


Кирилл Туровский (1130-1182) (ударение на У: произнеси правильно и запомни!) – один из видных церковных деятелей XII века, писатель и священнослужитель . Всю свою жизнь он прожил в Турове, небольшом городе на р. Припяти – центре Турово-Пинского княжества. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию , но не чтил богатства, мирские заботы и удовольствия. Кирилл прилежно изучал божественные книги и был начитан в них.

Закрывшись в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам. он не только созерцал мир Божий и молился, а написал свои первые произведения.

Став епископом Турова, Кирилл  был не только великим церковным деятелем, но и известным писателем Древнерусского государства в 12 веке.

Им были написаны «Слова» по случаю всех круглогодичных христианских праздников, часть из которых сохранилась до наших дней (8 слов-проповедей). Также из-под его пера появились поучительные повести, притчи, каноны и стихи-молитвы на каждый день. Написанное им становилось достоянием не только монахов, но светских людей.

Его труды — богословские сочинения и проповеди — написаны на изысканном церковнославянском языке, за что религиозный деятель был прозван «Златоустом который паче всех воссиял на Руси».

По одной из существующих сегодня версий, Кирилл является автором «Слова о полку Игореве», однако ученые не раз опровергали данную информацию, заявляя о том, что стиль и язык «Слова» был намного легче и проще, чем церковные произведения Кирилла Туровского.

Произведения Кирилла Туровского обрели мировое признание и сравниваются многими учеными и историками с литературными творениями других епископов и проповедников.

Несколько скульптурных композиций установлено в Беларуси в честь Кирилла Туровского: памятник на центральной площади Гомеля, скульптура проповедника во внутреннем дворике БГУ в Минске и величественный монумент в Турове.

 

 

Посмотри  видео о Кирилле Туровском

Примерный план описания памятника

1. Краткие сведения об истории создания памятника, о его авторе(ах).
2. Описание памятника. (В память какого события или лица воздвигнут памятник? Что он собой представляет? Из какого материала выполнены пьедестал и скульптура? Каков размер памятника? Какие детали помогают раскрыть авторский замысел?)
3. Местоположение памятника. (Что окружает памятник? Как он вписывается в пространство местности?)
4. Впечатление от памятника.

Памятка 1.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку , сзади – т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя  связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

 

 Памятник Кириллу (Кириле – старорусский вариант имени Кирилл) Туровскому  в Минске





1.Открытие памятника Кириллу Туровскому в  дворике Белорусского Государственного университета было приурочено к восьмидесятилетию старейшего высшего учебного заведения столицы. Памятник открыли 31 октября 2001 года. Автором скульптурной композиции выступил А. Прохоров.
Фигура философа и проповедника стоит на постаменте из серого гранита. Кирилл Туровский в длинном одеянии служителя церкви, в руках он держит одно из рукописных произведений. Голова епископа наклонена вперед, он словно собирается с мыслями, чтобы начать проповедь.
Кирилл Туровский внес огромный вклад в развитие белорусской культуры, он создавал богословские и философские трактаты, молитвы и поучения. Отдельно выделяются природоописания, наполненные живыми и яркими образами. Неслучайно именно этот образ был выбран для украшения внутреннего дворика главного университета страны.
Рядом со скульптурой Кирилла Туровского расположены бронзовые изображения Франциска Скорины, Симеона Полоцкого, Ефросиньи Полоцкой. Это представители образованной и культурной элиты белорусского народа, которые внесли немало сил в развитие Беларуси.
Посещение дворика входит в образовательные и обзорные маршруты по городу Минску и Минской области.

2. Давайте заглянем во внутренний дворик БГУ (Белорусского государственного университета). В задумчивом молчании застыли там каменные фигуры просветителей давно ушедших веков. Но время сохранило для нас их великие мысли и плодотворные труды.

Навстречу нам  шагнул старец с тяжелым томом, прижатым к груди. Суровый, но открытый взгляд, высокий лоб, глубокие морщины, окладистая борода  характеризуют человека мудрого и решительного. Его монашеская одежда: подпоясанная веревкой риза, теплая мантия,  открытые сандалии  - указывают на простой, уединенный образ жизни. Это фигура Кирилла Туровского – проповедника, писателя и поэта ХII века. Просветитель видел будущее в книгах, в тех знаниях, что они несли людям. Поселившись в уединении, он много писал: проповеди, послания, стихи – все его труды в той большой книге, что бережно держат каменные пальцы монумента.  

В памятник, что шагает к каждому студенту или гостю БГУ, скульптор вложил вечную и незыблемую истину: книга – источник благоденствия, сделай шаг ей навстречу, и тебе откроется весь мир с его удивительными богатствами, великой историей и мудростью.

3. Во внутреннем дворике академгородка Белорусского государственного университета осенью 2001 года к 80-летию учебного заведения был возведен памятник Кириллу Туровскому – проповеднику, гуманисту и писателю XII века. Когда-то сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, их переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению.
Фигура проповедника установлена на постаменте в виде пяти округлых ступеней. Мудрый старец запечатлен в полный рост, склонив голову. Левой рукой он держит книгу, а правой совершает обряд наложения на себя крестного знамения. Автор скульптурной композиции - Александр Прохоров.
К памятнику ведет вымощенная тротуарной плиткой дорожка, а рядом с монументом установлен памятный камень с надписью, информирующей о том, кому посвящен памятник. Рядом есть несколько скамеек, территория благоустроена.
В пешей доступности от памятника Кириллу Туровскому находится станция метро «Площадь Ленина» и остановка общественного транспорта «Площадь Независимости»

Что представляет собой памятник Кириллу Туровскому

 в Турове?









1.Основой скульптуры является огромный крест византийской формы, к которому вплотную прижат силуэт православного святого. Памятник выполнен из бетона с медным покрытием. В руках святой держит книгу с изображением креста, а рядом надпись «Святой Кирилл Епископ Туровский». Вокруг головы Кирилла — нимб.

2.Памятник одному из наиболее почитаемых белорусских святых можно найти и в славном городе Турове - месте рождения великого богослова и писателя. Установлен он был в 1993 году прямо на берегу реки Припять, около городища Турова.
Основу скульптурной композиции составляет крест необычной византийской формы. Фигура Кирилла Туровского плотно соединена с крестом и сразу же внушает величие, трепет и восхищение.
Высоко подняв голову, Кирилл Туровский выступает вперед, а руки его согнуты на уровне груди. В левой руке он держит книгу с изображенным на обложке крестом, а правая рука указывает на книгу - символизируя тем самым активную проповедническую и литературную деятельность богослова. Дополняет скульптурную композицию нимб вокруг головы святого.

Памятник, выполненный из бетона с медным покрытием (техника выколотки), возвышается на 7 метров. А учитывая, что он стоит на Замковой горе, то сложно не заметить монумент уже издалека.
В Беларуси Кирилл Туровский высоко почитается: и православная, и греко-католическая церковь отмечают день его памяти 28 апреля (или 11 мая по новому стилю).

3.Памятник Кириллу Туровскому, богослову и общественному деятелю, который оказал большое влияние на духовную жизнь Древней Руси XII века, был установлен в Турове в 1993 году. Кирилл Туровский является одним из самых почитаемых белорусских святых. Памятник, авторами которого являются скульптор Михаил Иньков и архитектор Николай Лукьянчик, имеет в высоту 7 м. Помимо фигуры святого композиция также включает в себя крест византийской формы.

Что представляет собой памятник Кириллу Туровскому

 в Гомеле?






1.В сквере Кирилла Туровского возле Гомельского областного драматического театра 4 сентября 2004 года был открыт памятник «Златоусту, паче всех воссиявшему нам на Руси» Кириллу Туровскому ко Дню белорусской письменности. Кирилл Туровский — епископ, писатель, философ и проповедник, за красноречие и глубину мысли получил имя «Златоуст». Авторы памятника: скульпторы Лев Николаевич Гумилевский и его сын Сергей Гумилевский, заслуженный архитектор Беларуси — Николай Фёдорович Жлоба .

Фигура Кирилла Туровского, отлитая из бронзы, высотой 3,5 метра, установлена на двухметровый гранитный постамент. В левой руке он держит свиток, на котором текст его молитвы: «О владыко пресвятый, избави господи град сей и страну сею от всякого зла».

 

2. Памятник - скульптура высотой около 3,5 метров, установленная на высокий гранитный постамент. Воодушевленное, целеустремленное лицо, ровная осанка, тонкие красивые руки – таким видится посетителями Кирилл Туровский. Он держит в своих руках свиток, на котором размещен текст написанной им самим молитвы. Для того чтобы посетители смогли его прочитать, авторы перевели древние письмена на шрифт, который назывался «полуустав XIV века». Текст молитвы такой: «О Владыко пресвятый, избави господи град сей и страну сею от всякого зла».

3. Памятник Кириллу Туровскому – одна из достопримечательностей белорусского города Гомеля; расположен в районе площади Ленина и улицы Советской, в сквере рядом со зданием Гомельского областного драматического театра, Городским парком, Петропавловским собором и дворцом Румянцевых-Паскевичей.

Кирилл Туровский вошел в историю как проповедник, писатель и философ, возведенный Русской Православной церковью в ранг святых.
Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле был создан известным белорусским скульптором, народным художником Беларуси Львом Николаевичем Гумилевским и заслуженным архитектором Беларуси Николаем Федоровичем Жлобой. Бронзовая скульптура Кирилла Туровского высотой 3,5 м установлена в сквере рядом с Гомельским драматическим театром. Святой Кирилла Туровский изображен держащим в руке свиток с написанной им молитвой.
Открытие памятника, состоявшееся 4 сентября 2004 года, было приурочено ко дню славянской письменности и культуры (день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия), который традиционно ежегодно отмечается в каждое первое воскресенье сентября в городах, исторически являющихся центрами науки, литературы, письменности и книгопечатания.

 



тема: Текст и его основные признаки. Внутренняя и внешняя форма текста. Средства реализации авторского замысла
Ознакомиться с темой, пройти интерактивный тест можно здесь




тема: Стили речи: языковые средства
Ознакомиться с темой, пройти интерактивный тест можно здесь

тема: Конспект как жанр речи: строение, содержание, речевое оформление

Ознакомиться с темой, пройти интерактивный тест можно здесь
 Что такое конспект и как правильно его сделать можно посмотреть здесь
Внимание! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАПИСИ В ТЕТРАДЬ:
Для составления конспекта необходимо знать  следующее:





ПУНКТУАЦИЯ
Что изучает пунктуация?
Запятая перед союзом "и"
Запятая перед союзом "или"
Ставится ли запятая перед "либо"?
Запятые в предложении с союзом "как...так и"
Обособленные определения
Когда причастный оборот выделяется запятыми
Обособленные обстоятельства
Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом
Когда деепричастие и деепричастный оборот не выделяется запятыми
Обособленные приложения
Дефис при приложении
Запятая в предложении со сравнительным оборотом
Когда перед союзом "как" не ставится запятая?
Обращение

ОТВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ИЗ ВОПРОСОВ И ПУНКТОВ НАЙДЁШЬ, ЕСЛИ ПРОЙДЁШЬ ПО ССЫЛКАМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ НИЖЕ

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (ВИДЕО)

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (ВИДЕО)

ВИДЕО: ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (ВИДЕО)


ТЕМА: ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ВИДЕО)



ТЕМА:             ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 
           ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ПОДЛЕЖАЩЕЕ (ВИДЕО)

СКАЗУЕМОЕ(ВИДЕО)

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ (ВИДЕО)

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ(ВИДЕО)

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ(ВИДЕО)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (ВИДЕО)

   ВТОРОСТЕПЕННЫЕ 
 ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВИДЕОУРОКИ





Конспект как жанр речи; построение и содержание.
Где пригождается умение составлять конспект

Шурыгина Любовь Николаевна








Памятка "Как составить план текста"





1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них ? 
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
- Кого поймали в море ?
- О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.



  







Обучение сжатому изложению в вопросах и ответах, с наглядными примерами
Посмотрим, как работать над написанием   сжатого изложения. Здесь пригождается умение составлять конспект.

 Какова задача изложения?
(Задача сжатого изложения – кратко в обобщенной форме передать содержание текста.)
 Какие особенности имеет работа над сжатым изложением? Как определить тему, идею текста, какие композиционные части текста бывают, как определить количество абзацев, микротемы? Необходимо уметь применять приемы сжатия текста.
II. Работа с текстом.
 Внимательно прочитайте текст, стремитесь понять его содержание, следите за рассуждениями, сосредоточьтесь только на воспринимаемом тексте.
Первое чтение текста.
Главная книга.
У каждого писателя есть главная, та единственная,  ненаписанная  книга, которая терпеливо-медленно  оформляется,  будто  выкристаллизовывается  по частям, по страницам из накопленного душевного опыта. Это  как  бы  вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная. Здесь  на  каждом  шагу  возникают опасения и колебания: а это ли главное, выношенное, нужное людям? А  может быть, то, что ты знаешь, чувствуешь, что накопилось в  тебе  и  рвется  на бумагу, - лишь тусклый отблеск необъятной в своих вариантах жизни, неясный отпечаток человеческой правды?
Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу, высказав в ней все, он, вероятно, больше бы  не  писал  ничего,  ибо  высказал  самое нужное, самое сокровенное. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.
Под Главной книгой, должно быть,  надо  понимать  произведение  (роман, повесть,  дневник,  записки,  стихи),  освещенное   ярким   индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в  людях,  -  рассказ  о нашей эпохе, о неповторимых чертах ее.
 Главная книга - это откровение о себе и это книга,  в  которой  ясно  и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего.  Это  необычный взлет высокой души  и  это  исповедь  и  писателя  и  его  поколения.  Это фиксирующее проникновение в настоящее и добрый взгляд  вперед,  ради  чего было и прошлое и есть настоящее. Главная  книга  -  это  книга  самой большой помощи людям,  это  сердце,  положенное  на  бумагу:  смотрите,  я люблю людей, я воюю и  борюсь  за  добро,  возьмите  меня,  это должно вам помочь...
Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку  ее,  один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном.
 (По Ю.Бондареву)
254 слова
1. Этап определения темы.
- Какого стиля и типа этот текст?
 (Стиль – публицистический, тип речи - рассуждение.)
- О чем этот текст? Что вам помогает определить его тему?
 (Заглавие текста, начало текста, ключевые слова помогают определить тему.)
- Найдите в тексте повторяющиеся слова, помогающие понять, что же это за Главная книга.

 ( Ключевые слова: главная книга, вторая жизнь писателя, главное, нужное людям, самое сокровенное, произведение о нашей эпохе, откровение о себе, исповедь писателя и поколения, самое главное.)
Итак, о чем же этот текст?
(Текст о ненаписанной Главной книге писателя, рассказывающей о самом сокровенном, нужном людям, о самом главном.)
- Почему слово «Главная» с большой буквы?
(Это книга жизни писателя.) 
2. Этап определения идеи текста.
- Что поможет нам сформулировать идею текста?
 (Настроение, которое вызывает прочтение текста, наличие в тексте тезиса, формулирующего основную мысль.)
- Зачем автор написал такой текст? Какую мысль хотел выразить Ю. Бондарев?
(Этот текст – размышление. Ю.Бондарев показывает, как сложен труд писателя, какие сомнения и трудности возникают при написании книги. Идея текста: «Чтобы написать Главную книгу, писателю приходится многое пережить, ему нужно уметь выразить на страницах весь накопленный опыт, рассказать о своей жизни и поколении, быть нужным людям». Для того чтобы написать Главную книгу, порой не хватает целой жизни: так много хочется писателю сказать сокровенного, нужного людям.)
3. Этап определения структуры текста.
 На какие композиционные части делится текст.
(Вступление, основная часть, заключение.)
Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Тезис – это… (положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.)
 Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Какие приемы сжатия вы знаете?  

(Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации, свертывание исходной информации за счет обобщения.
Выделяют три основных языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
  1. Исключение повторов, одного или нескольких из синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения, одного или нескольких предложений.
  2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, гипонимов гиперонимом, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, сложноподчиненного предложения простым, фрагмента предложения синонимичным выражением.)
- Какие приемы сжатия текста будете использовать, записывая вступление, основную часть, заключение?
- Обратимся к 1 абзацу. Выделите здесь ключевые слова.
- Какой прием сжатия здесь примените?
Вступление.
У каждого писателя есть главная книга, которая оформляется из накопленного душевного опыта.
(Применили исключение уточняющих слов, нескольких предложений.)
Аналогичная работа с 2 – 5 абзацами. 
Основная часть.
Если бы писателю удалось все высказать в Главной книге, то  он бы больше ничего не писал.
Главная книга – это произведение о нашей эпохе с ярким индивидуальным чувством художника.
Главная книга – это  взлет души и исповедь писателя и его поколения.  
(Использовали исключение и упрощение, обобщение.)
Заключение.
В книге речь идет о самом главном.
(Использовали исключение, упрощение, обобщение.)
(51 слово)
- Обратите внимание на эти предложения. Охарактеризуйте их.
(Первые два предложения – сложноподчинённые с придаточным определительным и условным. 3, 4 предложения простые с пропуском глагола-связки в составном именном сказуемом, поэтому в предложениях тире.)
Второе чтение текста.
 Прочитайте текст второй раз.
IV. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.
- Вы внимательно следили за интонационными паузами. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев (5).
- Определите микротему каждого абзаца по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Не забывайте о том, что при написании сжатого изложения необходимо разграничивать предложения микротемы на основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.). К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы. Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Примените приемы сжатия. 

 1 абзац – 1 микротема.
У каждого писателя есть главная книга, которая медленно оформляется по страницам из накопленного душевного опыта. Писателя мучают сомнения: нужны ли его знания, чувства людям?

- Какие приемы сжатия вы использовали?

  1. Исключение поясняющих слов, фрагмента предложения (У каждого писателя есть главная, та единственная, ненаписанная книга, которая терпеливо-медленно оформляется, будто выкристаллизовывается по частямпо страницам из накопленного душевного опыта.)
  1. Исключение 2-ого предложения.
  2. Упрощение: слияние 3, 4 предложений в одно бессоюзное сложное.
  3. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, замена гипонимов гиперонимом (Опасения и колебания – сомнения. А это ли главноевыношенноенужное людям? – Нужны ли эти знания людям?)

(24 слова)

 2 абзац – 2 микротема.
Если бы писателю удалось все высказать в Главной книге, он бы больше ничего не писал. Но человеческой жизни для книги может не хватить.
(23 слова)

- Какие приемы сжатия вы использовали?
  1. Исключение одного предложения (последнее предложение 2 абзаца), повторов (самое нужное, самое сокровенное), вводного слова «вероятно», деепричастного оборота «высказав в ней все».


 3 абзац – 3 микротема.
 Главной книгой является прочувствованное художником произведение о нашей эпохе.
(9 слов)
- Какие приемы сжатия вы использовали?
  1. Исключение уточняющих конструкций (должно быть; освещенное ярким индивидуальным чувством художника; роман, повесть, дневник, записки, стихи).
  2. Упрощение: замена СПП простым предложением.
 4 абзац – 4 микротема.
Главная книга – это откровение писателя о себе, взлет высокой души, исповедь писателя и его поколения. Познание настоящего и взгляд в будущее. Книга большой помощи людям, любящее и доброе сердце.
(29 слов)
- Какие приемы сжатия вы использовали?


  1. Упрощение: замена СПП простым предложение (Главная книга – это откровение писателя о себе.), слияние нескольких предложений в одно.
  2. Исключение фрагмента предложения.



     5 абзац – 5 микротема.
    Книга может охватывать всю эпоху или ее часть. Но речь не об этом, а о самом главном.
    (17 слов)
    102 слова
    - Какие приемы сжатия вы использовали?


    1. Исключение (Дело не в объеме, не в размере).
    2. Обобщение (страничка, абзац – часть).


    5. Этап моделирования сжатого изложения.
    - Как соединить содержание микротем в текст?
     (Надо использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста. Лексические средства: повтор, однокоренные слова, синонимы. Лексико-грамматические средства: местоимения, наречия, союзы, частицы.)
    - Проверьте все, что вы написали. Обратите внимание на строение предложений (встречаются сложноподчинённые, простые предложения), на пунктуацию в сложных предложениях и в простых (например, тире при пропуске глагола-связки в составном именном сказуемом; двоеточие стоит между частями бессоюзного сложного предложения, где вторая часть объясняет, раскрывает содержание 1 части (1 микротема).
    Лексическая работа. 
    - Объясните смысл слов: сокровенное, откровенное, исповедь, опыт.
    (Сокровенное – свято хранимое и тайное.
    Откровение – то, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание.
    Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
    Опыт – совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.)
    Словарная работа. 
    - Обратите внимание на написание слов. Объясните.
    Ненаписанная (книга)
    неповторимые (черты)
    медленно
    накопленный
    сокровенное
    положенное на бумагу
    сердце
    исповедь
    любящее
    - Отредактируйте свою работу. Перепишите в тетрадь.
    III. Итог.
    Возможный текст сжатого изложения.
     У каждого писателя есть главная, ненаписанная книга, которая медленно оформляется по страницам из накопленного душевного опыта. Художника мучают сомнения: нужны ли его знания и чувства людям?
    Если бы писателю удалось высказать все сокровенное в Главной книге, то он бы больше ничего не писал. Но человеческой жизни для нее  может не хватить.
    Вероятно, Главной  книгой является прочувствованное художником произведение о нашей эпохе, о неповторимых ее чертах.
    Главная книга – это откровение писателя о себе, взлет высокой души и исповедь автора и его поколения. Познание настоящего и взгляд в будущее. Книга  большой помощи людям, а также любящее и доброе сердце.
    Эта книга может охватывать всю эпоху или ее часть. Но речь идет не об этом, а о самом главном.
    (116 слов)

    Что такое план текста и зачем он нужен? Советы будущим копирайтерам

    План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
    Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
    Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
    • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
    • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
    • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
    • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.
    Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

    Составляем структуру правильно: подробная инструкция

    Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.
    Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.
    С чего начать и как закончить:
    • Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
    • Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
    • Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
    • Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
      Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.
    • Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.
    Несколько советов на дорожку:
    1. *Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
    2. *Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
    3. *Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
    4. *План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
    5. *Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.
    Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.
    Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

    Какие виды планов существуют?

    План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

    Тезисный

    Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.
    Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.
    Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:
    1. Жил старче небогато со своей старушкой.
    2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
    3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
    4. Недовольная старуха послала старика за избой.
    5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
    6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
    7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
    8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.
    Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.

    Вопросительный

    Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

    Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.
    Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:
    1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
    2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
    3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
    4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
    5. Что произошло со стариком и его женой в конце?
    Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

    Назывной

    Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.
    Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:
    1. Встреча старика и золотой рыбки.
    2. Прихоти старухи.
    3. Старик и старуха у разбитого корыта.
    Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

    Опорный

    Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

    Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.
    Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:
    1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
    2. Три желания старухи.
    3. Отказ рыбки.
    4. Разбитое корыто.
    Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

    Смешанный

    Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.
    Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:
    1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
    2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
    3. Три желания старухи.
    4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
    5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.
    Можете им пользоваться для любых целей.

    Простой и сложный

    Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?
    Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.
    Например, сказку “Колобок” можно представить так:
    Простая структураСложная структура
    • Лепка колобка.
    • Колобок встретился с зайцем.
    • Колобок встретился с волком.
    • Колобок столкнулся с медведем.
    • Колобок попался лисе.
    • Лиса съела его.
    • Появление колобка.
      • Кто испек колобка?
      • Когда ожил колобок?
      • Что сделал оживший колобок?
    • Путешествие колобка.
      • Как ушел колобок от зайца?
      • Встреча волка и колобка.
      • Колобок столкнулся с медведем.
      • Чем закончилась встреча колобка и лисы?
    Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.
    Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

    Как жанр статьи влияет на создание структуры?

    Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
    1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
    2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.
    Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

    Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

    Типичные ошибки + примеры

    В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. 
    А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
    1. *Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
    2. *Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
    3. *Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
    4. *Пропущены вступление, заключение.
    5. *Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
    6. *Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
    7. *Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.
    Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.
    Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
    Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
    1. Когда ребенок учится говорить?
    2. Ребенок не говорит.
    3. Что нужно говорить малышу?
    4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
    5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.
    Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
    Где допущены ошибки в плане?
    Какие ошибки здесь допущены:
    • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
    • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
    • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
    • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.
    А вот исправленная версия:
    • Вступление.
    • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
      • чтение вслух,
      • развивающие скороговорки,
      • артикуляционная гимнастика,
      • много общения,
      • словесные игры.
    • Почему ребенок не разговаривает?
    • Типичные ошибки родителей:
      • назойливое обучение,
      • недостаток внимания.
    • Заключение.
    Учитесь писать подобные тексты , чтобы зарабатывать.

    Заключение

    План – опора, помогающая собрать мысли в кучку.  Он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.
    А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? 
    Я желаю вам удачи!


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий

    Комментарии