Русская литература, 11 класс
Русский символизм
1. Понятие о символизме
Символизм – одно из
модернистских течений, сложившееся в русской литературе на рубеже ХIХ –
ХХ столетий. Это самое сложное и неоднородное направление в литературе этого
периода. На становление русского символизма существенное влияние оказали
европейский модернизм (в первую очередь французский символизм – творчество Ш. Бодлера, П. Верлена и С. Малларме), русская идеалистическая
философия (В. Соловьев, Д. Мережковский, Л.
Шестов, В. Розанов), «чистое искусство» (творчество А. Фета, Я. Полонского) и
кризис реализма, остро проявившийся в 1880 – 1890-х гг.
У французских символистов
было заимствовано название течения и представление о символе как способе отражения действительности и внутреннего мира поэта. То,
как передавали в своих произведениях реальность символисты,
отражает стихотворение Ш. Бодлера «Соответствия»
(«Correspondances»): «Перекликаются звук, запах, форма, цвет…». В этом же стихотворении Бодлер выразился о мире – это
«лес символов».
Русский символизм
опирался на философию Вл. Соловьева, его учения о Вечной Женственности,
Мудрости, к которой человек всегда стремится, но никогда не сможет
приблизиться.
Еще одним источником,
своеобразной предтечей символизма было «чистое искусство», где большое
внимание уделялось поиску внешней формы, ритмов, рифм.
Теоретиками,
основателями символизма в русской литературе принято считать Н. Минского
(«При свете словесности», 1890 г.) и Д. Мережковского («О
причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», 1893 г.),
которые отметили появление нового искусства и выделили его существенные черты.
Первыми символистами-практиками принято считать В. Брюсова и К. Бальмонта. В 1894 г.
вышли их поэтические сборники: «Под северным небом» К. Бальмонта и
«Русские символисты» В. Брюсова (под таким
названием были изданы три сборника). С этого года обычно ведется отсчет
существования русского символизма.
Свои
произведения символисты печатали в издательстве «Скорпион» (существовало
до 1916 г.), в московском журнале «Весы» (1904 – 1909 гг.), которым руководил
В. Брюсов, в
петербургском журнале «Новый путь» (1902 – 1904, руководили Д. Мережковский и
З. Гиппиус) и журнале «Золотое
руно» (1906 – 1909, Москва, издатель-редактор Н.П. Рябушинский).
Как литературное
направление символизм существовал до 1910 г., а затем распался. В 1910 г.
между В. Брюсовым, Вяч. Ивановым и А. Блоком
разгорелась острая дискуссия о судьбе русского символизма, которая,
однако, не привела к его возрождению.
Значение символизма
состоит в том, что он поднял уровень поэтического мастерства в литературе.
Целый ряд поэтов-символистов занимались исследованиями по теории литературы:
В. Брюсову принадлежат
статьи «О русском стихосложении», «О рифме», А. Белый изучал роль ритма в поэтическом
произведении («Ритм как диалектика и «Медный всадник»).
Символизм распространился и на
другие виды искусства. В живописи он проявился в творчестве М. Врубеля, К.
Сомова, Бенуа и других художников, а в музыке в произведениях Скрябина.
Русский символизм
2. Течения в русском символизме
В символизме существовали
две волны: старшие и младшие (младосимволисты) символисты.
К первым относят творчество Н. Минского, Д. Мережковского,
В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба. Они считали целью творчества
воспроизведение в искусстве внутреннего мира поэта. Центрами
старших символистов были Петербург и Москва, поэтому выделяют петербургскую (Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.)
и московскую (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.)
школы символизма.
Младосимволисты (А. Блок,
А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис) шире использовали образы разных культур, в
том числе русской, древнегреческой и древнеримской, стремились соединить в
своем творчестве реальность и идеальный мир. Младосимволисты в поэтических
произведениях воплощали философские взгляды Вл. Соловьева.
3. Стилевые черты символизма
В основу литературного направления положено сложное понятие символа как
знака чего-то свыше, чего-то иррационального – того, что нельзя объяснить
логически и передать с помощью слов. Через символы поэт
приближается к познанию истины, Бога, но символ так
же непознаваем, как и Бог. Вывести символ логически,
обосновать его закономерность невозможно. Символ приходит
к поэту в полубессознательном состоянии, на грани сна и бодрствования. Поэт –
медиум, который только интуитивно догадывается, но не понимает до конца суть
своих творений.
Для произведений символистов характерна торжественность,
возвышенность стиля, поскольку поэт-символист всегда говорит с точки зрения
вечности и выступает в роли жреца, оракула, передающего тайны вечной мудрости,
абсолютной красоты, божества и т.п.
Большое значение символисты придавали ценности самих звуков,
приближая свое творчество, как П. Верлен или С. Малларме, к музыке. Слова в
поэзии символистов утрачивали свое логическое значение, употреблялись,
особенно эпитеты, ради их формы и звучания. Один из критиков даже назвал их
«фонетическими жестами», потому что смысл слова уходил на второй план, а на
первое место выступало его звучание, из-за этого каждое слово получало множество
значений. В этом главное отличие символистского символа от
романтического: в романтизме символ всегда однозначен, «прозрачен»,
его смысл легко угадывается, чего нельзя сказать о символизме –
здесь символ имеет множество трактовок.
ТЕСТ «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»
Выполни задания теста и проверь правильность у тьютора. Получи отметку за знание темы.
1. На
«осколках» символизма в русской литературе начала ХХ века появились (Выберите
один или несколько ответов):
А)футуризм
Б)модернизм
В)акмеизм
Г)младосимволизм
Д)дадаизм
2.Укажите,
кто из названных поэтов НЕ является символистом (Выберите один или несколько
ответов):
А)А. Блок
Б)В. Брюсов
В)Б.
Пастернак
Г)Д. Бурлюк
Д)К.
Бальмонт
3. В
творчестве какого русского поэта-символиста наиболее
ярко проявляется синтез поэзии и музыки?
4.Что
является центральным понятием в поэтической системе символистов?
5. Русские
поэты-символисты печатались в журнале "Петербургский
глашатай"(Выберите один ответ):
А)Верно
Б)Неверно
6.На
развитие русского символизма как модернистского течения большое влияние оказал
французский символизм.( Выберите один ответ):
А)Верно
Б)Неверно
6.Отметьте,
какие кружки существовали у старших символистов (Выберите один или несколько
ответов):
А)московский
Б)лондонский
В)люберецкий
Г)петербургский
Д)парижский
7. Укажите,
кто из перечисленных поэтов-символистов занимался изучением теории литературы и
опубликовал работы литературоведческого содержания (Выберите один или несколько
ответов):
А)А.Блок
Б)К.Бальмонт
В)А.Белый
Г)З. Гиппиус
Д)В.Брюсов
8. Это один
из самых известных нашим современникам поэтов-символистов. Он автор
"трилогии вочеловеченья" - так он сам назвал своё собрание сочинений.
Кто это?
9.Этот
поэт-символист так охарактеризовал творчество своё и своего друга А.Блока:
"кто-то о чем-то что-то сказал". Кто этот поэт? Ответ запишите в
именительном падеже.
Комментарии
Отправить комментарий