Русская литература, 11 класс

УЧЕБНИК здесь

Русский символизм

1. Понятие о символизме

Символизм – одно из модернистских течений, сложившееся  в русской литературе на рубеже ХIХ – ХХ столетий. Это самое сложное и неоднородное направление в литературе этого периода. На становление русского символизма существенное влияние оказали европейский модернизм (в первую очередь французский символизм – творчество Ш. Бодлера, П. Верлена и С. Малларме), русская идеалистическая философия (В. Соловьев, Д. Мережковский, Л. Шестов, В. Розанов), «чистое искусство» (творчество А. Фета, Я. Полонского) и кризис реализма, остро проявившийся в 1880 – 1890-х гг.

У французских символистов было заимствовано название течения и представление о символе как способе отражения действительности и внутреннего мира поэта. То, как передавали в своих произведениях реальность символисты, отражает стихотворение Ш. Бодлера «Соответствия» («Correspondances»): «Перекликаются звук, запах, форма, цвет…». В этом  же стихотворении Бодлер выразился о мире – это «лес символов».

Русский символизм опирался на философию Вл. Соловьева, его учения о Вечной Женственности, Мудрости, к которой человек всегда стремится, но никогда не сможет приблизиться.

Еще одним источником, своеобразной предтечей символизма было «чистое искусство», где большое внимание уделялось поиску внешней формы, ритмов, рифм.

Теоретиками, основателями символизма в русской литературе принято считать Н. Минского («При свете словесности», 1890 г.) и Д. Мережковского («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», 1893 г.), которые отметили появление нового искусства и выделили его существенные черты. Первыми символистами-практиками принято считать В. Брюсова и К. Бальмонта. В 1894 г. вышли их поэтические сборники: «Под северным небом» К. Бальмонта и «Русские символисты» В. Брюсова (под таким названием были изданы три сборника). С этого года обычно ведется отсчет существования русского символизма.

Свои произведения символисты печатали в издательстве «Скорпион» (существовало до 1916 г.), в московском журнале «Весы» (1904 – 1909 гг.), которым руководил В. Брюсов, в петербургском журнале «Новый путь» (1902 – 1904, руководили Д. Мережковский и З. Гиппиус) и журнале «Золотое руно» (1906 – 1909, Москва, издатель-редактор Н.П. Рябушинский).

Как литературное направление символизм существовал до 1910 г., а затем распался. В 1910 г. между В. Брюсовым, Вяч. Ивановым и А. Блоком разгорелась острая дискуссия о судьбе русского символизма, которая, однако, не привела к его возрождению.

Значение символизма состоит в том, что он поднял уровень поэтического мастерства в литературе. Целый ряд поэтов-символистов занимались исследованиями по теории литературы: В. Брюсову принадлежат статьи «О русском стихосложении», «О рифме», А. Белый изучал роль ритма в поэтическом произведении («Ритм как диалектика и «Медный всадник»).

Символизм распространился и на другие виды искусства. В живописи он проявился в творчестве М. Врубеля, К. Сомова, Бенуа и других художников, а в музыке в произведениях Скрябина.

 

Русский символизм

2. Течения в русском символизме

В символизме существовали две волны: старшие и младшие (младосимволисты) символисты. К первым относят творчество Н. Минского, Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба. Они считали целью творчества воспроизведение в искусстве внутреннего мира поэта. Центрами старших символистов были Петербург и Москва, поэтому выделяют петербургскую (Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.) и московскую (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) школы символизма.

Младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. ИвановЭллис) шире использовали образы разных культур, в том числе русской, древнегреческой и древнеримской, стремились соединить в своем творчестве реальность и идеальный мир. Младосимволисты в поэтических произведениях воплощали философские взгляды Вл. Соловьева.

3. Стилевые черты символизма

В основу литературного направления положено сложное понятие символа как знака чего-то свыше, чего-то иррационального – того, что нельзя объяснить логически и передать с помощью слов. Через символы поэт приближается к познанию истины, Бога, но символ так же непознаваем, как и Бог. Вывести символ логически, обосновать его закономерность невозможно. Символ приходит к поэту в полубессознательном состоянии, на грани сна и бодрствования. Поэт – медиум, который только интуитивно догадывается, но не понимает до конца суть своих творений.

Для произведений символистов характерна торжественность, возвышенность стиля, поскольку поэт-символист всегда говорит с точки зрения вечности и выступает в роли жреца, оракула, передающего тайны вечной мудрости, абсолютной красоты, божества и т.п.

Большое значение символисты придавали ценности самих звуков, приближая свое творчество, как П. Верлен или С. Малларме, к музыке. Слова в поэзии символистов утрачивали свое логическое значение, употреблялись, особенно эпитеты, ради их формы и звучания. Один из критиков даже назвал их «фонетическими жестами», потому что смысл слова уходил на второй план, а на первое место выступало его звучание, из-за этого каждое слово получало множество значений. В этом главное отличие символистского символа от романтического: в романтизме символ всегда однозначен, «прозрачен», его смысл легко угадывается, чего нельзя сказать о символизме – здесь символ имеет множество трактовок.

 

Схема. Русский символизм
Перечерти в тетрадь по литературе схему "Русский символизм".

ТЕСТ «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»

Выполни задания теста и проверь правильность у тьютора. Получи отметку за знание темы.

1. На «осколках» символизма в русской литературе начала ХХ века появились (Выберите один или несколько ответов):


А)футуризм

Б)модернизм

В)акмеизм

Г)младосимволизм

Д)дадаизм


2.Укажите, кто из названных поэтов НЕ является символистом (Выберите один или несколько ответов):


А)А. Блок

Б)В. Брюсов

В)Б. Пастернак

Г)Д. Бурлюк

Д)К. Бальмонт


3.  В творчестве какого русского поэта-символиста наиболее ярко проявляется синтез поэзии и музыки?

4.Что является центральным понятием в поэтической системе символистов?

5. Русские поэты-символисты печатались в журнале "Петербургский глашатай"(Выберите один ответ):


А)Верно

Б)Неверно


6.На развитие русского символизма как модернистского течения большое влияние оказал французский символизм.( Выберите один ответ):


А)Верно

Б)Неверно


6.Отметьте, какие кружки существовали у старших символистов (Выберите один или несколько ответов):


А)московский

Б)лондонский

В)люберецкий

Г)петербургский

Д)парижский


7. Укажите, кто из перечисленных поэтов-символистов занимался изучением теории литературы и опубликовал работы литературоведческого содержания (Выберите один или несколько ответов):


А)А.Блок

Б)К.Бальмонт

В)А.Белый

Г)З. Гиппиус

Д)В.Брюсов


8. Это один из самых известных нашим современникам поэтов-символистов. Он автор "трилогии вочеловеченья" - так он сам назвал своё собрание сочинений. Кто это?

9.Этот поэт-символист так охарактеризовал творчество своё и своего друга А.Блока: "кто-то о чем-то что-то сказал". Кто этот поэт? Ответ запишите в именительном падеже.

 


Комментарии